Мы видим, как опыт бани переосмысливается и заново входит в жизнь современного человека как что-то важное, нужное и в широком смысле полезное, это оказывается сильно ближе к психотерапии, чем к спа-процедуре.
Мы видим, что прямо сейчас для бани начинается период ее Возрождения. К ней прибегают все больше и больше, вкладывая в этот опыт обновленный смысл. Для современных жителей города баня становится очень нужным местом и важного личного переживания и духовного опыта.

Как мы понимаем баню

Практикуя и исследуя банный опыт, мы видим, что он может быть очень полезен современному человеку. Мягкая баня — это, в любом случае, приятный оздоравливающий процесс. Но особенно интересно она может проявлять себя, если относиться к банному опыту как к телесно-духовной практике, инструменту саморазвития и опыту переживания целостности. Баня обладает в этом свойством универсальности: объединяя в одном переживании весь жизненный опыт человека, переживание его актуального состояния и возможность работать с собой в условиях безопасного и приятного терапевтичного процесса.
Мы практикуем баню как глубокий интегрирующий целительный телесно-духовный опыт. Этот опыт может быть разным: легким приятным расслаблением, оздоровительной процедурой, а может быть глубоким мистическим переживанием.
Можно сказать, что баня занимает пространство в повседневной жизни человека от Спа-процедуры до церкви.
Меняется общество, меняется культура и меняется баня. Прошлые привычные каноны и представления, связанные с баней, пересматриваются, а мы, практикующие баню, чувствуем большое вдохновение и потребность помогать ей находить свои смыслы в обновленных культурных условиях, исследуя накопленные человечеством знания и современные подходы и практики.

Ценности и принципы

Банные встречи могут проходить достаточно по-разному, но в них есть общие ценности и принципы.
Помимо общекультурной этики, например, здесь нет и не должно быть сексуального подтекста и взаимодействия: договоренность об этом позволяет всем участникам чувствовать себя глубоко в безопасности.

Другой пример этической нормы: обязательность активного согласия на любое взаимодействие, в том числе на процедуры в парной: крайне важна добровольность участия каждого участника в любых происходящих процессах, которые с ним происхоят: в бане не должно быть никакого насилия.

Этика банных процессов

Банные встречи могут проходить в разных банных пространствах. Но в каждой мы создаем свой «уют». Сильно приглушенное освещение, любовь к свечам, тихая глубокая неторопливая музыка, эстетически красивый стол, за которым все вместе ухаживаем и так далее.

Внимание к атмосфере: делаем так, чтобы здесь было максимально приятно находиться, чтобы становилось легко просто от нахождения в этом пространстве.

Эстетика пространства

Так получается, что участники банных процессов очень быстро проникаются ощущением доверия и духовной близости к каждому, кто здесь находится.

После этого проявление заботы, желание помочь, сделать приятно, поделится важным, полезным или сокровенным, внимание к состоянию другого человека — проявляются естественно сами собой.

Культура взаимной заботы

Это готовность признать то, что в банной церемонии есть область происходящего, которая не видна, но которая взаимодействует с нами в наших интересах. Мы даем возможность проявляться этому через тишину: внутреннюю и внешнюю — которой оставляем место.

У каждого участника это невидимое может быть про что-то свое. Важно, что возможность услышать внутреннюю тишину и то, что проявится через нее — это важнейшая часть банного опыта.

Уважение к пространству и к тишине

Чтобы глубоко прогреть (и тем самым расслабить) тело, мы приглашаем его стать нашим союзником, а не пытаемся его перебороть. Тело не должно сопротивляться тому, что мы делаем.

Для этого в парной должно быть спокойно, безопасно и комфортно. Пар мягкий, невысокая температура, никакой спешки, легко дышится и так далее... Тело расслабляется и сами собой начинают запускаться восстановительные процессы, на которые в обычной жизни у тела «не хватает» времени или ресурсов.

Идея мягкого пара и комфорта

Бани могут быть разными. Иногда это похоже на путешествие, в которое нас ведет проводник, а иногда это почти почти хаотичная банная тусовка. Но всегда есть человек, который «держит» это пространство, структурирует его, охраняет от того-то, что сейчас неуместно. Все участники интуитивно чувствуют присутствие такого человека.

Очень важно, чтобы кто-то брал на себя такую роль и своей волей направлял банный процесс в течение церемонии.

Ответственность и роль «главного банщика»

Отношение ко всему, что происходит в бане, как к исследованию. Мы постоянно учимся и меняемся, поэтому бани никогда в точности не повторяют друг друга.

Банная церемония не может быть потоковой, это всегда какой-то живой диалог. Мы пробуем разное и рефлексируем над результатом. Мы любим обсуждать друг с другом происходящее в бане и давать друг другу обратную связь. Каждый участник банного процесса проводит свои исследования: себя, своих состояний и своего пути. Мы видим баню как своего рода лабораторию.

Экспериментность

Баня как практика лечения паром может быть построена только в опоре на знания. Мы приветствуем и уважаем мировое множество традиций, которые вносят свой вклад в искусство и науку лечебных практик целительного пара, а также на смежные традиции работы с телом и тренировке сознания: все это может находить место в банном пространстве.

Опора на знание и интегративность практик

Каждый гость банного процесса является его участником. Он проживает что-то именно свое и он в этом процессе активный участник больше, чем сторонний наблюдатель.

Участие